Некоторых людей вопрос «Кем ты работаешь?» запросто может поставить в тупик. Их профессия настолько необычная, редкая или странная, что вызывает удивление у окружающих. Чем занимаются эти люди, их профессия новая или давно забытая и возрожденная, какие качества нужны работнику и, наконец, где этому учат? «Пятница» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми и их профессиями.

Он не Дед Мороз, но тоже творит чудеса. Из обычного куска глины иркутянин Андрей Журавлев извлекает настоящее волшебство. В его руках бесформенная пластичная масса превращается в елочные игрушки в виде забавных мышат в платьях, лис в сарафанах, загадочных детей леса, собачек, медведей и других реальных и выдуманных существ. Но
прежде чем они украсят собою ветви новогодней елки, фигуркам предстоит пройти долгий путь от первоначальной лепки до финальной росписи. Поэтому за месяц керамических елочных игрушек получится сделать не так уж много, примерно 150-200 штук.

– Едва наступает новый год, мы начинаем думать о следующем, – говорит иркутский художник, руководитель мастерской авторской керамики «LES» Андрей Журавлев. – Первые полгода уходят на разработку идей – какие новогодние игрушки можно сделать к следующему празднику, а затем подробно прорабатываются их эскизы.
Но даже готовая идея не сразу воплощается в глине. Пара месяцев у мастера уходит на отработку фигурки и только после этого она запускается «массовое производство».

– Чтобы елка не сломалась под тяжестью 10 фигурок, они должны быть пустыми внутри, – говорит Андрей Журавлев. – Поэтому слепить ее руками не получится, для этого используется шликерное литье.
То есть сначала художник лепит из глины необходимую форму – как будет выглядеть готовая елочная игрушка, а затем из гипса снимает с нее слепок, состоящий из двух половинок. Кстати, с основным материалом для лепки – глиной, тоже все не так просто.

– В работе мы используем желтую байкальскую глину и белую, которая добывается недалеко от Баяндая, – говорит управляющая керамической мастерской Анна Каючкина. – По отдельности из них лепить не получится, их нужно смешать. Для этого два вида глины в определенных пропорциях смешивают в тазике с водой и оставляют расходиться, после чего ее прокручивают в центрифуге и на автоматическом сите просеивают от комочков и пузырьков воздуха. После материалу дают 2-3 дня отдохнуть и просохнуть и как только глина станет похожа на мягкий пластилин – можно приступать к работе.

– В гипсовую форму заливается глина, разведенная до консистенции кефира, – продолжает мастер. – Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому примерно через пять минут ее излишки сливаются, а на стенках формы остается изделие. Обе половинки будущего елочного украшения вытаскиваются из формы и соединяются между собой, а места их соединения заглаживаются и шлифуются влажной губкой. После этого игрушка на сутки помещается в сушильную камеру, чтобы весь воздух и вода испарились.

– После просушки мы игрушки обжигаем, – говорит Анна. – Для этого мы загружаем их в печь на 12 часов при температуре 1050 градусов. Там им нужно пройти весь цикл от полного нагревания до полного остывания. Если не соблюсти эту технологию, то произойдет термоудар и керамика треснет.
После обжига фигурки попадают на стол к художнику, который расписывает их специальной глазурью и вновь отправляет в печь для закрепления цвета.

– У нас нет совершенно одинаковых работ, – говорит Андрей Журавлев. – Это не потому, что я не могу повторить один в один, а потому что не хочу. Мне хочется, чтобы люди чувствовали, что каждая наша игрушка особенная, индивидуальная.

Некоторое время работал в Доме гончара в этнографическом музее Тальцы, а затем открыл свою мастерскую. «Первое, что я начал делать, это горшки – русская традиционная керамика без суперобжига и без глазури, понятная и простая. А когда в этих рамках стало тесно, стал искать новые образы, материалы, и пришел к эклектике – смешению современных и традиционных образов и стилей», – говорит мастер.

Керамические елочные игрушки хочется разглядывать, они как будто сошли со страниц детских сказок. «Для многих людей новый год – это пора сказок и чудес, но я в сказки не верю, зато верю в уютные и красивые вещи, которые дарят ощущение счастья, радости.

Поэтому я никогда не буду делать злые, страшные или пошлые изделия. Зачем это нужно, если в мире много красивого?», – говорит иркутский художник Андрей Журавлев.

Текст: Ольга Романова